Приказ Минтранса 424. Актуальная информация
на 2023 год

Приказ 424 министерства от 06.10.2020
с изменениями
Новый год внес в работу автопарков большие изменения. Теперь соблюдение режимов труда и отдыха водителей стало обязательным. Об этом говорится в приказе Минтранса России №424 от 16.10.2020. Данный документ вступил в свою силу и действует вместо предыдущего приказа №15.

Основные требования приказа №424

Выделим несколько основных положений приказа:

● Установление единых правил режима труда и отдыха для всех водителей, включая водителей грузовых и пассажирских транспортных средств.
● Обязательное использование цифровых тахографов для контроля за режимом труда и отдыха водителей.
● Установление максимальных суточных и недельных пределов рабочего времени, а также минимальных перерывов между рабочими сменами.
● Обязательное соблюдение требований к режиму труда и отдыха водителей при организации маршрутов и графиков работы транспортных предприятий.
● Определение ответственности работодателей за нарушение правил режима труда и отдыха водителей.
● Разработка требований к организации работы диспетчерских служб и операторов связи для обеспечения соблюдения режима труда и отдыха водителей.
● Установление порядка контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей со стороны контролирующих органов.

На кого распространяется приказ минтранса о режиме труда и отдыха

Приказ Минтранса России №424 распространяется на всех водителей, включая водителей грузовых и пассажирских транспортных средств, а также на всех работодателей, связанных с деятельностью транспортных предприятий, и контролирующие органы. Отметим,
что правила относятся и к индивидуальным предпринимателям, которые работают сами
на себя. Также этот приказ распространяется на все территории Российской Федерации.

Время отдыха и перерывов

В соответствии с приказом Минтранса №424 для водителей грузовых и пассажирских транспортных средств устанавливаются следующие временные пределы отдыха и перерывов:

● Максимальное ежедневное рабочее время водителей не должно превышать 9 часов, а при наличии права продолжительного ежедневного рабочего времени – 10 часов.
● Максимальное еженедельное рабочее время водителей не должно превышать 56 часов.
● Обязательным является ежедневный перерыв в течение не менее 45 минут, если ежедневное рабочее время водителя превышает 6 часов.
● Обязательный еженедельный перерыв не менее 45 часов, который должен включать два периода с 24 часовым отдыхом, если еженедельное рабочее время превышает 60 часов.
Обязательным является 11-часовой перерыв между рабочими сменами.

В случае аварийных или непредвиденных обстоятельств, водители могут превышать установленные временные пределы рабочего времени и перерывов, но только в пределах безопасности и без создания нарушения правил дорожного движения.

Что входит в рабочее время по 424 приказу Минтранса

В соответствии с новым документом в рабочее время водителей грузовых и пассажирских транспортных средств входит:

● Время готовности водителя к началу работы (проверка транспортного средства, осмотр маршрута и пр.).
● Время выполнения профессиональных обязанностей водителя, включая время управления транспортным средством, время ожидания товара или пассажиров, время загрузки и разгрузки грузов.
● Время, когда водитель находится на территории работодателя, кроме случаев личных или бытовых нужд.
● Время проведения водителем комплексных проверок на техническую готовность транспортного средства перед выездом на маршрут.
● Время, когда водитель находится во владении работодателя, для выполнения других задач, связанных с перевозкой.
● Время прохождения досмотров при въезде на территории грузополучателя.
● Время обслуживания и ремонта транспортного средства, если это происходит во время рабочего дня водителя.

Соответственно, все перечисленные выше виды деятельности входят в рабочее время водителей и регулируются правилами о режиме труда и отдыха водителей.

Изменения в режиме труда и отдыха водителей

Приказ Минтранса России №424 от 16.10.2020 включает ряд изменений в режиме труда и отдыха водителей, которые были введены для повышения безопасности дорожного движения и улучшения условий труда водителей. Среди этих изменений:

● Урезано максимальное рабочее время водителей до 9 часов в день и 56 часов в неделю.
● Водителям объявлены обязательные перерывы для отдыха в течение дня и недели: на день – не менее 45 минут каждые 4 часа 30 минут работы, на неделю – не менее 45 часов, которые должны включать два периода с 24 часовым отдыхом, если еженедельное рабочее время превышает 60 часов.
● Работодатель обязан ознакомить водителя с режимом его работы и отдыха и контролировать его соблюдение.
● На водителей распространяется обязанность ввести на тахограф данные о своем рабочем времени и времени отдыха, а также о дистанции и скорости движения, что облегчает контроль за соблюдением правил о режиме труда и отдыха.
● Водителю запрещено использовать транспортное средство в качестве места для отдыха.
● Время пока второй водитель не находится за рулем больше не считается рабочим, но оплачивается.

Как правильно соблюдать приказ №424 приказа Минтранса РФ

Для правильного соблюдения приказа Минтранса России №424 от 16.10.2020 «Об утверждении Правил о режиме труда и отдыха водителей» необходимо следовать ряду рекомендаций:

● Иметь детальное знание правил о режиме труда и отдыха водителей, установленных данным приказом.
● Организовывать расписание работы для водителей, учитывая максимальные пределы рабочего времени и перерывов, установленных приказом.
● Осуществлять контроль за соблюдением водителями установленных правил обязательных перерывов для отдыха и выдавать им соответствующие расписания работы.
● Обучать водителей правильной заполнения и ведения журнала учета рабочего времени и отдыха.
● Вести технический учет транспорта, чтобы оптимизировать процесс загрузки и разгрузки и тем самым сократить необходимость в дополнительных часах работы водителей.
● Соблюдать режим отдыха водителей между перерывами и днями работы, чтобы найти оптимальный баланс между перерывами и рабочим временем.
● Учесть график движения транспорта и вести учет ПТО (планово-техническое обслуживание) транспортных средств.
● Применять современные технологические решения, например, системы мониторинга и контроля, а также программы учета рабочего времени и отдыха.

Отметим, что время труда и отдыха водителей должно формироваться профсоюзом или коллективным органом, говорящим от лица водителей. Если профсоюз отсутствует, то администрация согласовывает график с представителем коллектива.
Если возникает ситуация, в которой не получается соблюсти правила приказа Минтранса №424, то время отдыха должно быть перенесено на следующие недели (суммированный учет времени). В безвыходных ситуациях допустимо формировать напряженный график на три месяца.

Важно! Этим правилом правилом нельзя злоупотреблять – возникнет риск привлечения к административной ответственности.
Обращаем внимание на то, что транспортные средства массой свыше 3,5 тонн должны быть оборудованы тахографами, которые фиксируют все необходимые данные (скорость, маршрут, время отдыха). Водители и третьи лица не могут изменять или удалять данные прибора. Сотрудники ГИБДД при остановке транспортного средства могут запросить информацию с тахографа, и при ее отсутствии выписать немалый штраф.
Оставьте заявку на установку тахографа и обезопасьте бизнес от штрафов!