Разъяснения приказа №440 Минтранса о тахографах
от 28.10.2020

Приказ №440 Минтранса о тахографах
от 28 октября 2020 года с изменениями, актуальная информация на 2023 год
Приказ Минтранса № 440 от 28.10.2020 был издан для регулирования установки и эксплуатации тахографов на транспортных средствах. Данный приказ содержит основные требования к монтажу и использованию тахографов, а также устанавливает ответственность за их эксплуатацию на владельца транспортного средства.

Основные требования приказа Минтранса №440 о тахографах

Приказ является нормативным документом, обязательным для исполнения всеми транспортными компаниями и владельцами транспортных средств, подлежащих установке тахографов. Приказ минимизирует нарушения в области дорожного движения и транспортной безопасности, обеспечивает учет эксплуатации тахографов и сбор данных для последующего анализа, а также доступность информации для проверки соответствующим органам государственного контроля и надзора.

Выделим основные направления документа:
● Установка тахографов в автомобилях с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и/или более чем 8 сидячими местами, за исключением транспорта, предназначенного для перевозки грузов на железнодорожных путях.
● Ответственность за установку и эксплуатацию тахографов несет владелец транспортного средства.
● Эксплуатация тахографов должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области дорожного движения и транспортной безопасности.
● Тахографы должны быть установлены и поддерживаемы в соответствии с требованиями производителя.
● В качестве источника питания для тахографов должно использоваться только аккумуляторное устройство, способное обеспечить нормальную работу тахографа
в течение всего срока службы.
● Транспортные компании должны вести учет эксплуатации тахографов, в том числе регистрацию и архивирование данных.
● Обслуживание тахографов должно проводиться в соответствии с требованиями производителя, а также с учетом рекомендаций Минтранса.
● В случае выявления неисправностей тахографа или отсутствия данных о работе тахографа на период более 24 часов, владелец транспортного средства должен незамедлительно принять меры для устранения неполадок и восстановления работы тахографа.
● Сведения о работе тахографов должны быть доступны для проверки соответствующим органам государственного контроля и надзора.
Приказ Минтранса №440 состоит из 5 приложений.

Первое приложение говорит о требованиях, предъявляемых к тахографам, которые необходимо устанавливать на ТС. Пункт содержит технические данные, которые должны учитываться при эксплуатации тахографов, блоков СКЗИ и карт водителей.
Второе приложение сообщает о видах ТС, которые должны быть оснащены самописцами (грузовики категории N2, N3, а также автобусы – M2, M3).
Третье приложение уточняет правила использования самописцев. Также пункт сообщает о том, как избежать штрафов.
Четвертое приложение описывает критерии, по которым следует обслуживать тахографы. Эти моменты в основном затрагивают мастерские. Если говорить о владельцах автопарков, то им необходимо утилизировать использованные блоки СКЗИ и сообщать об этом в «Росавтотранс».
Пятое приложение говорит о правилах контроля работы тахографов. Здесь подробно зафиксирована информация для мастерских, владельцев автопарков и иных контролирующих органов о том, как должна происходить проверка тахографа.

Какие были изменения в 440 приказе Минтранса

Последние изменения к данному приказу были внесены в марте 2021 года, но они не затронули основных требований к монтажу и использованию тахографов, установленных

в этом приказе. Последние изменения относились к уточнению требований при детальной проверке тахографов органами государственного контроля и надзора на транспорте.

В частности, было уточнено, что органы контроля и надзора должны проверять не только правильность установки и соответствие работе тахографа требованиям законодательства, но и правильность регистрации данных, их архивирования и хранения в течение необходимого срока.


В марте 2021 года к приказу Минтранса №440 от 28.10.2020 были внесены только незначительные изменения, касающиеся проверки тахографов органами контроля и надзора. Данное дополнение относится к порядку проверки тахографов на транспортных средствах. Ранее органы государственного контроля и надзора должны были проверять правильность установки тахографа, соответствие его работы требованиям законодательства, а также производить проверку показаний тахографа в режиме реального времени.
Изменения касаются уточнений во время детальной проверки тахографов. Теперь органы контроля и надзора также должны проверять правильность регистрации данных
и их архивирования, а также их хранения в течение необходимого срока (не менее одного года). Это должно улучшить контроль за эксплуатацией тахографов и обеспечить правильное использование информации, полученной от них.
Кроме того, органы контроля и надзора должны проверять правильность внесения и обработки данных, а также подлинность сведений, полученных от тахографов. Такой подход обеспечит надежность информации, которую получают и анализируют контролирующие органы.

Но все же отметим несколько изменений:
● Поверка самописца теперь не требуется после замены СКЗИ.
● Все карты получили новые сведения, такие как место проживания водителя, регистрация организации, локация сервисной мастерской.
● Электронные ключи теперь действительны более трех лет.
Пополнен список тех, кому не требуется оснащать авто тахографами (аварийные службы, спасательные, полиция, автобиблиотеки, компании, перевозящие живых животных и пчел).

По итогу можно смело говорить о том, что внесенные изменения однозначно сделали приказ понятнее и четче.

Какие штрафы предусмотрены за нарушение приказа №440

Нарушение требований приказа Минтранса №440 от 28.10.2020 о установке и использовании тахографов в транспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу более 3,5 тонны и/или более чем 8 сидячих мест, может повлечь за собой административную ответственность и штрафные санкции.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, допустившее нарушение, может быть привлечено к ответственности в зависимости от характера нарушения в соответствии с применяемыми нормами законодательства.
Например, если транспортное средство, на котором необходима установка тахографа в соответствии с требованиями приказа, не оснащено данным устройством, то это может рассматриваться как нарушение ПДД, что может повлечь за собой штраф в размере от 7000 до 50 000 рублей
(ст. 11.23 КоАП РФ).

Рассмотрим подробнее:
● Должностное лицо может лишиться суммы в размере от 7 тысяч рублей до 10;
● ИП – от 15 тысяч рублей до 25;
● Юридическое лицо – от 20 тысяч рублей до 50;
● Водителю же грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Дополнительно, установленные тахографы должны быть проверены органами государственного контроля и надзора на транспорте, которые также могут наложить штрафные санкции в случае нарушения требований, установленных в приказе.

Приказ Минтранса 440 о тахографах

Как избежать штрафов по приказу Минтранса №440

Во избежание штрафов по приказу Минтранса №440 от 28.10.2020 рекомендуется следовать следующим рекомендациям:
● Установить на транспортном средстве качественный и сертифицированный тахограф.
● Периодически проверять работу установленного тахографа на соответствие требованиям и выявлять возможные неисправности, своевременное устранение которых поможет избежать наложения штрафных санкций.
● Заблаговременно проходить обучение водителей по правилам работы с тахографами и требованиям приказа Минтранса №440.
● Соблюдать ограничения скорости, время отдыха и рабочего времени, которые регулируются данным приказом.
● Эффективно вести управление транспортными средствами, опираясь на тахографную информацию и тем самым предотвращать превышение допустимых режимов эксплуатации.

Также следует понимать, что у каждого работника своя зона ответственности. Например, водителям следует:
● Бережно относиться к карте тахографа.
● Соблюдать режим труда и отдыха.
● Следить за работоспособностью тахографа в рейсе.
● Следить за наличием ленты для самописца.
● Убедиться в наличии наклейки о калибровке.
● Следить за сроками следующей проверки.

У инженерных работников свои обязанности, например, они должны составлять график труда и отдыха водителей, учитывая все необходимые требования законодательства РФ.
Если выполнять указанные рекомендации и следовать требованиям Приказа Минтранса №440, то вы сможете избежать наложения штрафов и других административных санкций.

Как контролировать соблюдение приказа №440 по тахографам в своем автопарке

Для контроля соблюдения приказа Минтранса №440 от 28.10.2020 по использованию тахографов в автопарке рекомендуется следующее:
● Периодически проводить профилактические работы тахографов, их настройку и ремонт. Проверка обычно проводится в соответствии с расписанием технического обслуживания автомобилей.
● Регулярно проверять своевременность замены карт водителей (не реже 1 раза в 3 года).
● Следить за своевременной заменой блока СКЗИ (раз в 3 года или при внеплановых ситуациях).
● Осуществлять выгрузку данных не реже чем 1 раз в 28 дней.
● Проверять информацию, записанную на тахографах на месте сбора транспортных средств. В частности, следует проверять правильность режимов работы транспортных средств, а также информацию о времени, расстоянии, скорости и т.д.
● Обеспечить доступ к информации о работе тахографов для всех заинтересованных сторон. Например, можно рассмотреть возможность размещения специализированного сайта или создание приложения для смартфонов и планшетов.
● Предусмотреть планы действий в случае возможных исключений, например, неисправностей оборудования, ошибок в работе с персоналом и т.д.
● Организовать тренинги и обучение персонала в настройке и работе с тахографами, их правильной эксплуатации и обслуживанию.
● Вести электронный журнал, где отмечаются результаты регулярной проверки оборудования и вождения транспортных средств.

На самом деле, процесс контроля довольно сложный и трудозатратный, но при верном подходе и оптимальном распределении ресурсов вполне выполнимый.
Оставьте заявку на установку тахографа и обезопасьте бизнес от штрафов!